Наступивший 2018 год является самым важным для предприятий, организаций и индивидуальных предпринимателей в части проведения специальной оценки условий труда (СОУТ), так как это последний год, отведенный Федеральным законом от 28.12.2013 №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» на проведение СОУТ с момента ее начала.

Обязанность по ее проведению возложена на работодателя статьей 212 Трудового кодекса Российской Федерации.

Работодатели обязаны проводить специальную оценку условий труда на всех рабочих местах – офис это или производство, стационарное это рабочее место или не стационарное (водители, курьеры, грузчики и т.д.).

В соответствии с Законом специальная оценка условий труда не проводится только на рабочих местах надомников, дистанционных работников (см. специальные разделы ТК РФ), а также работников, когда их работодателем выступает физическое лицо, не являющееся индивидуальным предпринимателем.

Несмотря на разрешенную Законом этапность проведения специальной оценки условий труда, не стоит забывать о необходимости включения условий труда на рабочем месте работника в трудовой договор (существенное условие ст.57 Трудового кодекса Российской Федерации), которые могут быть установлены только по результатам специальной оценки условий труда или аттестации рабочих мест.

За не проведение специальной оценки условий труда или нарушение порядка ее проведения работодатель подвергается штрафным санкциям, вплоть до приостановления деятельности.

Специальная оценка условий труда с 1 января 2014 года заменила аттестацию рабочих мест по условиям труда.

С точки зрения Минтруда России, она должна была стать логическим продолжением аттестации рабочих мест, устранив ее недостатки и дополнив всем новым и перспективным, что имелось, к тому времени, в арсенале обеспечения охраны труда, стать для работодателей своеобразным стимулом к обеспечению еще более безопасных условий труда для своих работников, чем были до этого, а для работников — гарантом безопасности их здоровья, а в случае выполнения работы во вредных условиях труда — основой социальной защищенности, включая получение гарантий и компенсаций, контроль состояния здоровья (медосмотры), а также ранний выход на пенсию.

Однако, ситуация с проведением специальной оценки условий труда с самого начала складывалась иначе.

Несмотря на проводимую Минтрудом России работу по разработке Федерального закона «О специальной оценке условий труда» и Методики проведения специальной оценки условий труда, огромное количество замечаний и предложений специалистов, ранее проводивших аттестацию рабочих мест, представителей профсоюзов различных отраслей, специалистов по охране труда не были услышаны и учтены, вследствие чего работа по специальной оценке условий труда не могла быть начата сразу с 1 января 2014 года, а началась только с апреля 2014 года, а сам Закон и Методика проведения специальной оценки условий труда содержали и содержат до настоящего времени формулировки не имеющие однозначного толкования и требующие пояснений и уточнений.

Методика проведения СОУТ, утвержденная приказом Минтруда №33н от 24.04.2014 года, должна была предусматривать проведение специальной оценки условий труда по единым критериям для всех рабочих мест всех отраслей экономики.

Однако, как показала практика первых дней проведения специальной оценки условий труда, Критерии, по которым оценивались условия труда и которые содержались в Методике были значительно сокращены в сравнении с аттестацией рабочих мест по условиям труда, вследствие чего, значительное число работников, осуществляющих трудовую деятельность в потенциально вредных и опасных условиях труда (водители, медперсонал, работники воздушного и морского транспорта и целого ряда других профессий) были вынуждены лишиться предоставляемых гарантий и компенсаций, так как по имеющимся критериям оценки ух условиях труда признавались допустимыми. А согласно требованиям Трудового кодекса Российской Федерации, за работу в таких условиях труда гарантии и компенсации — не предоставляются.

Значительное количество обращений работников в Государственные инспекции труда, Минтруда и профсоюзы сдвинули ситуацию с «мертвой» точки, и, с целью снижения социальной напряженности, Минтруд вынужден был вносить изменения как в Федеральный закон от 28.12.2013 №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», так и в Методику проведения СОУТ, а также издавать приказы об особенностях проведения СОУТ работников отдельных категорий и профессий.

Ситуация со стороны работодателей, в задачи которых входит приписанное ст. 212 Трудового кодекса Российской Федерации обеспечение безопасных условий труда для работников, к настоящему времени, также неоднозначна.

Так, на крупных промышленных предприятиях, на которых имеется развитая служба охраны труда, до окончания 2013 года регулярно проводилась аттестация рабочих мест по условиям труда.

Срок ее действия составлял 5 лет и для большинства работодателей к 2018 году результаты аттестации рабочих мест по условиям труда либо заканчивают свое действие, либо уже закончились.

Для многих работодателей среднего звена и микро предприятий, до настоящего времени, специальная оценка условий труда вообще является незнакомой процедурой, так как в первоочередные задачи работодателей этой группы входит получение максимальной прибыли, а не организация охраны труда на собственном предприятии.

Как правило, узнают о необходимости проведения СОУТ от Государственной инспекции труда (после прихода инспектора) при расследовании несчастного случая или обращения работника, зачастую по вопросам даже несвязанным с условиями труда.

Поэтому проведение специальной оценки условий труда для таких работодателей должно в 2018 году стать первоочередной задачей, так как ее не проведение грозит работодателю штрафом в размере 60-80 тысяч рублей или приостановкой деятельности, согласно ст.5.27.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.

 

Ведущий инспектор ГКУ АО ЦНЗ Мазановского района                                                           В.И. Ганеев

Составлено по статье заместителя руководителя лаборатории АНО «ИПТ» Сергея Журавлева