Основные причины аварийности маломерных судов

Ежегодно в органах ГИМС России фиксируются сотни аварийных происшествий с маломерными судами. Зачастую эти происшествия связаны с гибелью и увечьем людей. Анализом аварийности маломерных судов за многие годы установлено, что 60-70% аварийных судов не представлялись на техническое освидетельствование, около 40% всех аварий совершается в состоянии алкогольного опьянения, у половины лиц, совершивших аварии на катерах и моторных лодках, отсутствуют удостоверения на право управления маломерным судном.

Большинство аварийных случаев с маломерными судами происходит во время рыбной ловли и охоты (более 60%). Нередки случаи групповой гибели людей на моторных и гребных лодках из-за превышения норм пассажировместимости и при плавании в штормовую погоду.

Основными причинами аварийности являются: нарушение судоводителями правил пользования водными объектами для плавания на маломерных плавательных средствах; неправильное размещение людей и груза; превышение установленных норм пассажировместимости и грузоподъемности; плавание в сложных гидрометеоусловиях и в темное время суток.

В последние годы участились случаи гибели людей во время запуска подвесных моторов при включенном реверсе. Судоводителям следует обратить внимание и на необходимость непрерывного наблюдения за окружающей обстановкой во время движения, т.к. до 10% аварийных случаев происходит из-за отсутствия такого наблюдения.

Чаще всего аварии совершаются на моторных и гребных лодках (до 90%). Аварийность на катерах составляет 3-5% от общего числа случаев. Доля аварийности на внутренних водных путях – более 50%, на несудоходных водоемах – до 40%.

Основными видами аварийных происшествий являются: опрокидывание (около 55%) и затопление (порядка 15%). До 25% случаев гибели людей  с маломерных судов происходит при падении людей за борт во время плавания и при купании (нырянии) с плавсредств. Несмотря на то, что доля столкновений судов не превышает 10% от всех аварийных случаев, судоводитель должен помнить, что нередко, принимаемые в самый последний  момент действия для избежания столкновений с другим плавсредством, приводят к опрокидыванию судна с человеческими жертвами. Поэтому судоводитель обязан внимательно следить за окружающей обстановкой и заблаговременно совершать маневры, обеспечивающие безопасное расхождение судов.

Внимание судовладельцев, в 2017 году необходимо пройти техническое освидетельствование судов в ГИМС  тем кому были выданы судовые билеты в 2012 году и ранее.

 

 

Охрана жизни людей на воде

 

Причины гибели человека на воде различные: неумение плавать, нарушение правил поведения на воде, купание в нетрезвом состоянии, страх, испуг и т. д.

Человек, подавленный страхом, не способен трезво оценить обстановку, он делает бессмысленные движения, быстро слабеет и тонет. Даже хорошо тренированные пловцы, поддавшись чувству страха, могут утонуть. Следовательно, при подготовке пловца необходимо не только развивать и совершенствовать его физические данные, но и воспитывать правильную психическую реакцию на трудности и опасности, возникающие на воде. Для того чтобы оказать помощь тонущему, необходимо хорошо плавать и нырять, знать и правильно применять приемы спасания, освобождения от захватов и буксировки по страдавшего. Спасая человека на воде, надо действовать обдуманно, осторожно, трезво оценивая сложившуюся обстановку, не теряться в случае опасности. Следует правильно учесть расстояние до тонущего, скорость течения, наличие спасательных средств, волнение воды и т. д. Для спасения человека, терпящего бедствие на воде, нужно быстро приблизиться к нему. Это возможно при плавании кролем, так как этот стиль плавания позволяет развивать наибольшую скорость.

Особенно опасны для спасателя и тонущего судороги вызванные охлаждением тела или переутомлением мышц. При судорогах кистей рук надо резко сжимать пальцы в кулаки и разжимать их. Если свело одну руку, следует лечь на бок и работать другой рукой под водой. При судорогах мышц живота необходимо, лежа на спине, энергично подтягивать колени к животу. Если свело икроножную мышцу, следует, вытянув ногу над поверхностью воды, энергично подтягивать руками стопу к себе. При судорогах мышц бедра необходимо, резко согнув ногу в колене, сильно сжать руками пятку.

Попав в водоворот, спасатель должен, быстро и глубоко вдохнув, погрузиться в воду, сделать рывок в сторону (по течению) и всплыть на поверхность воды. Оказавшись на волне, надо следить, чтобы вдох приходился на промежуток между ударами волн. Плывя против волны, необходимо спокойно подниматься и скрываться под ней. При большой волне нужно глубоко вдохнуть и нырнуть под нее.

Прочти сам, передай соседу, расскажи знакомым!

 

 

Меры безопасности при купании:

 

— купаться только в разрешенных местах;

— не купаться у крутых обрывистых берегов с сильным течением, в заболоченных и заросших растительностью местах;

— не переохлаждаться и не перегреваться;

— после приема пищи сделать перерыв 1,5-2 часа;

— не купаться при температуре воды ниже 18 градусов, воздуха – ниже 22 градусов;

— не купаться в штормовую погоду;

— не подплывать к проходящим судам;

-не взбираться на технические предупредительные знаки;

-не употреблять спиртные напитки.

 

Большинство отдыхающих употребляют спиртные напитки, а потом в нетрезвом виде идут купаться.

 

«Алкоголь и отдых на воде – не совместимы».